Большая ротационная коалиция

0
70

вхождение представителей оппозиции в правительство

«Большая коалиция» не всегда предусматривает заключение договора и вхождение представителей оппозиции в правительство. Это, скорее, своеобразный общественный договор, признаваемый всеми или подавляющим большинством партий, больше предполагающий сотрудничество правительственных и оппозиционных партий, признание ими существующей политической системы, чем выполнение конкретных обязательств.

Классический пример «большой» ротационной коалиции являет собой партийная система Швейцарии, где Федеральный совет (правительство), высший политический орган страны, формируется на основе коалиции четырех ведущих партий: Демократическо-христианской (католической), Радикально-демократической, Социал-демократической и Народно-демократической (крестьянской), пропорционально числу полученных на выборах голосов. Как видим, эти партии, представляя разные конфессии, социальные и языковые группы, дают наглядную картину многосоставного общества в миниатюре. Поэтому глава государства и правительства (президент) избирается сроком на один год из числа членов Кабинета на основе принципа ротации. Таким образом, представители всех ведущих партий страны в течение одного избирательного цикла могут по очереди занимать высший пост государства.

Характерной чертой политики «большой коалиции» является усиление роли партийных элит при относительном снижении влияния партийных низов. Действительно, ведь все соглашения подписываются «наверху» и партийному руководству в условиях явного снижения накала партийной борьбы нет необходимости обращаться за поддержкой к своей партии и ее избирателям. В этом случае партийная система как бы «сжимается» к центру, деполяризуется, открывая возможности центристского политического курса.

Ж. Жюльяр сформулировал концепцию политического центризма, представляющего собой идеологический компромисс, возможность объединения в одной коалиции умеренных лево- и правоцентристских партий. Условием создания таких коалиций выступает так называемая «третья сила», т.е. объединение левоцентристских и правоцентристских партий, отклоняющих как крайне левую, так и крайне правую идеологию и политику. Социальной базой третьей силы, по мнению Жюльяра, выступает средний класс. Такие партийные системы сформировались или формируются практически во всех развитых странах. Это происходит в условиях ухода из парламентов партий—носительниц радикальных идеологий.

Другая картина складывается в кризисных обществах, где, наоборот, влияние радикальных сил резко нарастает, а центристских партий — падает. В такой ситуации, при отсутствии устойчивой поддержки со стороны среднего класса, по мнению Г. Алмонда, С. Флэнегана и Р. Мундта, преимущество получают партии, которые могут предложить обществу реальный путь выхода из кризиса, имеют большие институциональные, человеческие и финансовые ресурсы, умеют опираться на средства принуждения и потенциал правительства. Именно они и создают коалиции в кризисных ситуациях.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ