Ценности постмодерна | История экономики

Ценности постмодерна

ценности постмодернаЦенности постмодерна получили наибольшее распространение в развитых капиталистических странах, а также среди обеспеченных и хорошо образованных групп населения в любой стране мира. Изменения в логике постмодерна осуществляются по двум основным направлениям.

Во-первых, их базовые системы ценностей характеризуются, в частности, сдвигом от материальных к постматериальным ценностям (ядро процесса постмодернизации). А во-вторых, их институциональная структура, в основе которой находится иерархическая бюрократическая организация, начинает терять поддержку граждан (легитимность), приближается к пределу своей функциональной эффективности и все меньше соответствует изменяющейся системе ценностей. А поскольку системы ценностей являются культурной основой легитимации политического или экономического порядка, то их изменения вызывают значительные социетальные (и политические) последствия.

Эти изменения не могут не налагать отпечаток и на электоральное поведение, и на политический выбор избирателя. Причем данное утверждение относится не только к США.

В середине 80-х гг. прошлого столетия «новый избиратель» заявил о себе в Европе. В частности, во Франции этому способствовал контекст быстрых политических изменений, чем были отмечены выборы 1981, 1986 и 1988 гг., когда сначала левые сменили у власти правых, потом — правые левых (если речь вести о правительстве), а в 1988 г. вновь к власти пришли левые во главе с Ф. Миттераном.

В эти годы, как отмечали видные аналитики, поведение французского избирателя все больше стало характеризоваться индивидуально выраженным политическим поведением. Это поведение отныне определяется не только «социологически», но и приобретает все более черты индивидуального политического выражения. Не случайно Жорж Лаво отмечал: «Избиратель… конечно, делает свой выбор, который в той или иной мере «обусловлен» его социальной ситуацией, его религиозными предпочтениями, уровнем образования, предшествующей социализацией; но он также вынужден учитывать все элементы электорального предложения переживаемого момента».

Что имеется в виду? Речь идет об электоральном предложении, ставке момента выборов, уровне избирательной кампании, известности партии или кандидата, результатах предыдущего голосования и т. д.

Два года спустя французские политологи Алэн Лансело и Филипп Абер на основе анализа результатов выборов 1988 г. пришли к выводу о том, что именно появление «нового избирателя», рост его численности позволяют объяснить смену большинства. Такой вывод был невозможен в рамках прежних подходов в исследовании электорального поведения, связанных с решающим влиянием социологических переменных и стабильностью выбора избирателя.

Этот «новый избиратель», находящийся между правыми и левыми, характеризуется своей «электоральной нестабильностью, способностью адаптироваться к политическому предложению и стратегическим ставкам всеобщих выборов».

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи