Французская модель политической социализации | История экономики

Французская модель политической социализации

модель политической социализацииСвоеобразная модель политической социализации предложена французскими исследователями. Так, А. Першерон на основе специального исследования, проведенного среди детей и подростков от 10 до 15 лет двух парижских коммун, показала специфику французской модели политической социализации.

Как показали результаты опросов, политическая власть, выраженная в терминах «президент республики», «законы» и «полиция», воспринималась как «сильная, но отдаленная и абстрактная реальность, по отношению к которой отмечается некоторое дистанцирование и равнодушие».

По отношению к президенту страны (в то время генерал де Голль) отмечены не персонализированные отношения. Это были просто отношения к власти (35 процентов опрошенных утверждали, что президент «правит», «командует», управляет»). Довольно широко было распространено утверждение: «он командует страной».

В отличие от такого отношения французских детей и подростков, большинство их американских сверстников полагали, что президент «заботится о них», обнажая тем самым вполне определенного толка эмоциональное восприятие личности президента: благоприятное («герой», «большой человек», «большая ответственность») — около 14 процентов опрошенных и неблагоприятное («надменный», «старый») — 7 процентов.

Исследования, проведенные во Франции, показали, что ключевыми понятиями политической культуры в детском возрасте являются такие слова, как флаг, республика, родина, свобода, равенство, братство, нация, государство. За ними следует то, что называется понятиями, выражающими политические институты: голосование, избранник, законы, гражданин, демократия и др. Все эти понятия носят позитивный характер, сравнимый с восприятием поста президента в американской политической культуре.

Интерес представляют выводы французских ученых, основанные на результатах анализа социального словаря Французских детей и подростков. Понятия социальный класс, капитализм, буржуазия, профсоюз, политическая партия, экстремист, левый, правый, умеренный и т. д. вызывают чаще всего негативные эмоции по отношению к политике вообще и политическим конфликтам в частности. Это расценивается как характерная черта национальной политической культуры. При этом понятия война, незаконный, насилие, власть, налоги не приемлют большинство опрошенных детей и подростков.

В то же время дети рабочих предрасположены к позитивному восприятию словаря, связанного с классовой борьбой, партиями, идеологиями. Интересно и то, что общие знания о политике детей рабочих мало чем отличались от уровня подобных знаний детей высших кадров, лиц свободных процессий и превышали уровень политических знаний детей из семей средних руководящих кадров, служащих и коммерсантов.

Показательными являются различия между детьми в зависимости от ориентации на левых или на правых. Дети, симпатизирующие левым, широко использовали слова парламентарий, демократия, забастовка, профсоюз, коммунизм, иностранец. Приверженцы правых отдавали предпочтение словам богатство, буржуазия, крайне правый, министр, силы порядка, американец. Третья группа детей и подростков, которая, судя по всему, не признавала политику и не желала интегрироваться в систему, проявила сильную враждебность к словам голосование, забастовка, партия, профсоюз, депутат, администрация.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи