Господство монархии в союзе с церковью | История экономики

Господство монархии в союзе с церковью

победоносцев константин петровичПрезидент Российской академии наук, министр просвещения граф Сергей Сергеевич Уваров (1786-1855) вошел в политическую историю России как автор знаменитой формулы русского консерватизма: «Православие, Самодержавие, Народность».

В ней он до неузнаваемости извратил известное положение западного либерализма о народе как высшем и единственном источнике власти, как народе-суверене, обладающем исключительным правом создания своих представительных органов политической власти. Для Уварова суверенитет русского народа проявлялся в том, что он якобы признает единственно возможной формой власти неограниченное господство монархии в союзе с церковью. Я хотел бы категорически опровергнуть утверждения этого аналитика, который, насколько мне известно, уже успел частично поправить и сам себя.

Своей формулой он пытался доказать, что русский народ глубоко религиозен и безгранично верен царю и не нуждается ни в каком демократическом представительстве. Он и мысли не допускал о возможности политических реформ в России, выступая против всех проектов демократизации государственного строя.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 г, который другой знаменитый политический аналитик тех лет Победоносцев считал началом российской катастрофы, он добровольно ушел в отставку. По мнению Победоносцева, России прежде всего нужно улучшать не государственные или общественные институты, которые только портят людей, а самого человека, поднимая уровень его образования и нравственности.

В своих публичных выступлениях он яростно атаковал главные устои европейской демократии: идею отделения церкви от государства, суд присяжных, правовое государство, свободу прессы и особенно парламентаризм. Любые выборы, с помощью которых формируются представительные органы власти, Победоносцев расценивал как вакханалию лжи, публичную демонстрацию «похоти власти», как соперничество честолюбцев.

Спасением от всего этого является только монархия, суть которой состоит в организации общества как большой семьи. Причем главной опорой монархической власти является религия. Исчезает вера — гибнет и государство — такова политическая формула Победоносцева. Отвергая, таким образом, все основные политические ценности западной цивилизации, Победоносцев считал фундаментом российской государственности, как и Уваров, православие, самодержавие и народность.

К более поздней группе консерваторов — славянофилам, которых иногда называют почвенниками, или панславистами, относят мыслителей, которые, признавая самобытность России, все же допускали необходимость проведения некоторых политических реформ. Одним из таких консерваторов был выдающийся русский религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьев (1856-1900). Пытаясь синтезировать религию, философию и политику, он оценивал русский народ как заслуживший наибольшее благословение от Бога.

В духе теории «Третьего Рима» он оценивал Россию как главную наследницу бывшего центра православной религии — Византии, способную на воплощение Царства Божия на земле. Россия, по его мнению, обладает для этого тремя необходимыми устоями, или «стихиями»: церковь, самодержавие и сельская община. Кроме того, Россия объединяет в своих пределах как представителей католического Запада в лице поляков-католиков, так и представителей Востока в лице евреев-иудеев.

Для России жизненно важно объединиться со своими духовными противниками на Западе и на Востоке, создав, таким образом, некий теократический синтез. Тогда Россия и станет величайшим царством на Земле.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи