Идеологическое поле партийной системы — часть III | История экономики

Идеологическое поле партийной системы — часть III

зона «нормальной политики»

Вследствие этих перемен зона «нормальной», принимаемой большинством граждан, политики расширилась. Если в течение XVIII— XIX вв., когда либеральные партии боролись с консервативными, «нормальными» считались только либеральная и консервативная идеологии (их носители — либеральные и консервативные партии), то в XX в. зона «нормальной политики» включала все социалистические, социал-демократические и лейбористские партии, с предложениями по обеспечению не только гражданских, политических, но и социальных прав, в частности — по построению «государства благосостояния», введению государственного регулирования экономики, коллективистских ценностей.

Это привело к упадку либеральные партии, которые были вытеснены социалистическими организациями, и стали играть роль носительниц прогресса, тогда как либеральные партии переместились на консервативные позиции.

В конце XX в., а именно — в 1970-1980-х гг., продолжавшиеся сдвиги в морали, социальных отношениях и экономике привели к дальнейшим изменениям всего идеологического поля:

  • еще более расширилась зона «нормальной политики», так как возросло число партий и движений, постоянно вовлеченных в политический процесс. Одновременно существовавшие в зоне «нормальной политики» партии увеличили свою численность и усилили борьбу фракций;
  • произошло дальнейшее смешение центра политики в направлении верхне-левого квадранта (к социалистическим партиям), что отражает продолжение кризиса «старых» социалистических партий (лейбористских, социал-демократических);
  • наблюдался дальнейший поворот политической оси в направлении «либерально-консервативный консенсус — социал-демократизм».

Под воздействием социальных перемен и возрастания роли «верхне-левых» партий в лагере «нижне-правых», или либеральных и консервативных сил, нарастал скептицизм к «нормальной политике» социал-демократов.

После успехов левой политики 1960—1970-х гг., с наступлением экономического кризиса и депрессии 1970-х, пессимизм пришел и в лагерь левых партий. Выяснилось, что «социал-демократический — либеральный консенсус» не может решить проблем общества.

Эти настроения нашли отражение в усилении правых партий и успехе политики тэтчеризма. Левые «ответили» сдвигом в сторону радикализма, создав идеологию еврокоммунизма, который эволюционировал от советского коммунизма не только вправо, но и вниз — прочь от сталинизма.

Лейбористская партия Великобритании испытала раскол, в результате которого из нее вышла наиболее умеренная фракция, образовав новую левоцентристскую партию — Социал-демократическую. В то же время левоцентристская в Лейбористской партии фракция «Трибуна» начала кампанию за демократизацию партии, активизировалась, и наиболее левая троцкистская фракция «Милитант», которая, в конце концов, была изгнана из партии.

Как это часто бывает, реакция левых партий на внешние перемены проявляется в «разброде и шатаниях».

Парламентское и правительственное поля партийной системы

Под парламентским полем партиомы мы понимаем совокупность партий и партийных коалиций, получивших парламентские места, а под правительственным — все партии, со своими программами и взаимоотношениями, образующие правительство.

Это — самые важные поля, венчающие партийную систему, если рассмотренные ранее имеют место в гражданском обществе, то два этих поля партийной системы находятся в государственных структурах. Причем социальное и электоральное поля определяют общественный характер действующих в стране партий и партиомы в целом, а парламентское и правительственное придают ей государственный статус.

Особое положение в партийной системе занимает идеологическое поле. Идеология является постоянным атрибутом партий, поэтому партийные идеологии, в совокупности образующие идеологическое поле, существуют как в гражданском обществе, так и государстве.

В дальнейших статьях сайта, в том числе посвященных коалиционной политике партий, речь пойдет именно о парламентском и правительственном полях партийной системы.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи