Парадигмы М. Фуко и Г. Беккера | История экономики

Парадигмы М. Фуко и Г. Беккера

Мишель ФукоПарадигма конфликта породила интересные теоретические построения относительно содержания конфликта двух своих фундаментальных парадигм — парадигмы М. Фуко и парадигмы Г. Беккера.

Сначала несколько слов о самих этих — принципиально важных для понимания политологии — парадигмах. Основное содержание парадигмы М. Фуко: поскольку власть не локализуется в собственно политической сфере, поскольку она преследует нас повсюду, также всюду мы сталкиваемся с некоей асимметрией политического влияния (А влияет на В сильнее, чем В влияет на А). Фуко называл это явление вездесущим микробом власти.

Основное содержание парадигмы Г. Беккера: в силу справедливости либерального принципа «государство-минимум» он полагал, что развитие нормального гражданского общества сопровождается непрерывным сокращением прерогатив власти и ее постепенным отмиранием. В этом понимании политического начала Беккер смыкается с марксизмом и его пониманием отмирания государства и политики.

В такой трактовке политология — не более как моно-дисциплина, а власть фокусируется исключительно в государственной сфере; чем ее меньше, тем лучше для общества. Конфликт этих двух парадигм очевиден, и возникает закономерный вопрос — какая же из этих парадигм правильная. Современная политология дает весьма неожиданный ответ — он в цикличности политического процесса.

Что это означает? В современной политологии рассматривается модель реального политического процесса как процесса циклического, состоящего из двух основных своих фаз — одна из них соответствует парадигме Фуко, другая — парадигме Беккера. Социал-демократическая (или кейсианская) фаза политического развития общества предполагает «большое» социальное государство, а следующая за ней консервативная (монетаристская) фаза сопровождается критикой завышенных социальных обязательств государства.

Выходит, что на самом деле обе парадигмы связаны отношениями дополнительности, иначе говоря, политологическая теория реального политического процесса подобна корпускулярно-волновой теории света в физике. Схематично цикличность политики и обусловленность ее парадигмами Фуко и Беккера можно представить следующим образом.

Упор в этих интеграциях двух парадигм делался на подчеркивании важности ценностных начал как для конфликта, так и для консенсуса, в которых все пронизано едиными фундаментальными ценностями «интегрированной политической культуры» (Э. Таллос), а также на различии понимания значения для политики конфликта — его принципиальной вторичности по отношению к другим факторам политологического начала (Э. Шиле) или его встроенности в умеренных формах в рамки самого политического консенсуса общества (Л. Дивайн) и т д.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи