Суть и цели «мобилизации ресурсов» | История экономики

Суть и цели «мобилизации ресурсов»

симпатизирующиеАвторами термина «мобилизация ресурсов» являются американские социологи Джон Маккарти и Мэйер Зальд. Развивая подход М. Олсона, они вводят экономическое начало в организацию социальных движений.

«Организации социальных движений» (по аналогии с предприятиями в экономике) стремятся построить и учесть совокупность неформальных предпочтений, более или менее ясно выраженные населением. Преобразовывая эти предпочтения в требования и обращая внимание на скрытую (виртуальную) группу, которая никогда спонтанно не мобилизуется, эти организации находятся в самом начале возникновения социального движения и образуют его сердцевину.

Указанная группа (организация) является настоящим предприятием по осуществлению мобилизации, которая специализируется на коммуникации, на отыскании поддержки, на образовании фондов для своей деятельности и т. д. Ей руководят профессионалы своего дела. Различные организации социального движения конкурируют друг с другом (или группируются и перегруппировываются) в борьбе за овладение рынком требований населения. Совокупность организации одной и той же отрасли образует «индустрию социального движения» (профсоюзы, неправительственные организации и т. д.), а совокупность этих индустрий — «сектор социального движения».

Решающая роль организации в социальных движениях была показана в книге Уильяма Гэмсона «Стратегия социального протеста». У. Гэмсон изучил около 50 социальных движений, действовавших в период с 1800 по 1945 г., и выявил, что в тех случаях, когда организация этих движений была бюрократического типа, 71 % от их общего числа получил признание собеседников, а 62 % из них — удалось добиться осуществления своих требований. Вывод: успех социальному движению приносит способность его организации мобилизовать ресурсы.

Д. Маккарти и М. Зальд предложили и классификацию участников социальных движений. К ним относятся «симпатизирующие» (или «приверженцы» в том смысле, что они подчиняются требованиям организации), а также «активные члены». Внутри указанных групп американские социологи выделили «потенциальных получателей выгод», которые могут получить персональную выгоду от реализации требований (женщины, добивающиеся права голоса для себя, негры, выступающие за свои гражданские права) и «моральные активисты», кто поддерживает движение без очевидных выгод для себя (мужчины в первом случае и белые — во втором). Именно из этой, второй группы, рекрутируются «предприниматели протеста», которые, не извлекая прямой выгоды из движения протеста, являются организаторами и выразителями социального движения, интересам которого они служат.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи