Связь государства и религии в исламских странах – часть I | История экономики

Связь государства и религии в исламских странах – часть I

Япония эпохи Мэйдзи

Суть современных подходов к оценке политики за пределами западного мира определяется двойственной критикой так называемых структурно-марксистских моделей универсализации и всемирного распространения государства. Это предопределило первостепенное внимание к культурным и политическим факторам, с одной стороны, и введение индивидуальных актеров в прежние объективистские (структуралистские) схемы анализа.

Так, уже французский политолог Б. Бади на основе рассматриваемого нами подхода показал специфику становления государственности в мусульманских странах. Он показал принципиальное различие в образовании государств на Западе и на Востоке, в частности в исламских странах.

Как известно, основным принципом образования и деятельности государства западного типа является привилегированная связь индивида с государством, что, к слову сказать, является одним из существенных моментов, позволяющих понимать «причину» множественности его форм организации и деятельности. Эта связь отражает сложившееся на Западе разделение государства и Церкви, разделение публичного и частного пространств. В итоге в политической жизни западных стран складывается ситуация, согласно которой государство и гражданское общество в одних случаях поддерживают друг друга, в других — противостоят друг другу.

В случае стран исламского мира сложилась в данном вопросе совсем иная ситуация. Она характеризуется неразрывной связью государства и религии. Именно религия во многих странах Востока «дарует» авторитет государству, лишая его в то же время собственной, присущей именно ему легитимности.

Б. Бади при этом не отказывается от идеи политической модернизации в исламских странах. Он выделяет три типа модернизации:

— модернизация на основе имитации политической организации в странах Запада. Примером чего могут быть, например, Египет времен правления Мехмета Али, Османская империя на пороге XX в. или Япония эпохи Мэйдзи;
— модернизация как противодействие влиянию Запада по образцу движений конца XIX в.;
— модернизация на основе импорта западных идеологий, в частности социалистической идеологии.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи