Тенденции развития современных политических партий — часть II | История экономики

Тенденции развития современных политических партий — часть II

снижение роли партий

Если говорить о современных тенденциях развития собственно политических партий, то среди них, по нашему мнению, следует выделить следующие.

1. Общее снижение роли партий, как передающего звена от гражданского общества к государству, в частности, это вытекает из:
• повышения количества и роли групп давления, действующих вне электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации, социальные движения, организованная преступность);
• усиления роли СМИ, особенно электронных;
• ослабления роли партийной печати, которая в XXI в. становится анахронизмом;
• снижения роли партийных научно-исследовательских институтов за счет передачи партиями заказов на многие исследования независимым НИИ;
• уменьшения доверия избирателей к политическим партиям.

2.Изменение взаимоотношений государства и политических партии, которые становятся более тесными и демонстрируют черты:
• конституционализации партий;
• все большей институционализации;
• государственного финансирования, все увеличивающейся финансовой зависимости партий от государства в связи с увеличением стоимости избирательных кампаний;
• расширения государственного контроля за партиями, повышения государственной регламентации их деятельности;
• появления картельных партий, сговаривающихся между собой и с государственными чиновниками о дележе «добычи»;
• роста коррупции в партиях.

3.Изменение такой функции политических партий, как выработка правительственного курса, проявляется в следующем:
• снижение роли программ партии как долговременных и объемных документов. Из потенциальных избирателей мало кто читает многостраничные партийные программы, рассчитанные на «перспективу». Поэтому современные партии перешли на создание платформ — наборов лозунгов и установок по актуальным, волнующим людей проблемам, которые утверждаются к каждым выборам;
• правительственный курс, партийные программы разрабатывают сегодня не партийные, а независимые, авторитетные научные центры, которые подчас обслуживают несколько конкурирующих партий. Социологические опросы и политологические исследования партии также заказывают независимым частным службам.

4.Тенденция персонализации политики заставляет партии изменяться в сторону большей гибкости и адаптивности, что проявляется в:
• ослаблении роли партийных программ, платформ и, вообще, партийных документов, усилении роли публичных выступлений лидеров партий в любых формах, но особенно — через СМИ;
• уменьшении значения личных контактов на линии «кандидат- избиратели»;
• увеличении значимости избирательных штабов;
• отборе кандидатов не только партиями, но и (через опросы, праймериз и т. п.) избирателями;
• усилении роли имиджа кандидатов, профессионализации его создания.

5.Повышение удельного веса избирательных технологий в партийной работе, что влечет за собой дальнейшую дифференциацию труда в партиях, появление таких «партийных» профессий, как имиджмейкер, спичрайтер, менеджер избирательных кампаний, партийный маркетолог, специалист по PR, референт лидера и др.

6.Усиление взаимовлияния и взаимозависимости партий. С ними происходит то же, что и с международными концернами в эпоху глобализации, когда рынки объединяются и экономическим гигантам приходится «играть» фактически на общем поле. Современные партии, стремящиеся стать народными, всеохватными, тоже оказываются на одном общем большом электоральном поле. Это увеличивает плотность партий, ведет к возрастанию числа и частоты межпартийных контактов. Кроме того:
• руководство партий сегодня главное внимание уделяет росту не членства, хотя и это немаловажно, а численности электората;
• главную задачу современные партии видят не в размежевании по идеологическим соображениям, а в борьбе за голоса избирателей;
• возрастает роль коалиционной политики.

7.Изменения организационной структуры партий проявляются в:
• переходе от кадровых, массовых и строго централизованных к партиям универсальным;
• снижении роли первичных организаций (вытекает из понижения значения членства) и повышении роли партийных комитетов;
• уменьшении значения идеологий и росте значения прагматики, политики решения конкретных проблем вместо обещаний;
• снижении роли членства и повышении роли электората;
• понижении значения строгой партийной дисциплины и организации.

8.Повышение влияния гражданского общества на политические партии. Здесь следует выделить:
• рост влияния социальных движений и общественных организаций на политические партии;
• увеличение числа контактов партий с гражданским обществом и совершенствование информированности друг о друге за счет развития информационных средств;
• развитие прямых человеческих, неформальных контактов между партиями и населением.
• повышение роли в политике организаций, ведущих опросы населения;
• сокращение дистанции между кандидатом и избирателями при помощи электронных средств коммуникации;
• размывание «своего» электората каждой партии и формирование общего электорального поля практически для всех парламентских партий, что вызывало неожиданные и резкие «перетряски» структуры партийных систем в конце XX — начале XXI в. в Японии, Италии, Индии, Мексике и других странах.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи