Три типа выборов по версии Мичиганской парадигмы | История экономики

Три типа выборов по версии Мичиганской парадигмы

избрание Ф. Рузвельта в 1932 гУченые Мичиганского университета различают три типа выборов в зависимости от контекста, в котором они проходят, природу ставок, которые структурируют кампанию, и природу политического предложения (например, личность кандидата).

Если выборы проходят в контексте поддержки, отделенной от ставок и личности избранников, выбор избирателя определяется стороннической идентификацией. В ходе выборов, отклоняющихся от общественного мнения, голосование может вступать в противоречие со стороннической идентификацией, хотя и не исключает ее вовсе. Условием такой «неверности» может быть несогласие с личностью кандидата в избранники или стремление поставить на место зарвавшуюся администрацию. Однако уже на следующих выборах избиратель вновь может вернуться к проявлению верности «своей» партии.

Выборы переориентации, которые происходят в обстановке экономического или политического кризиса, могут изменять отношение избирателя к партии. Пример тому — избрание Ф. Рузвельта в 1932 г., когда многие сторонники республиканцев проголосовали за Рузвельта в силу кризиса и неспособности администрации Гувера противостоять этому кризису. Это было подтверждено последующими избраниями президентом Рузвельта с 1936 г. и до 1948 г.

Модели Колумбийского и Мичиганского университетов, несмотря на различия между ними, очень близки друг к другу. Выдвижение индикатора стороннической идентификации избирателей как «посреднической» переменной не отменяет господства социальной логики в голосовании. Профиль избирателя в обеих моделях, по сути дела, не отличается. Он определяется в значительной мере «верностью» своей партии. Наконец, обе указанных модели исходят из признания того факта, что политическая система в стране является стабильной, в которой воспроизводство и сохранение предпочтений является нормой, а переориентация и трансформация — исключением. Электоральная летучесть является маргинальным феноменом, охватывающим менее образованных, менее заинтересованных и менее политизированных граждан.

В начале 60-х гг. подобный феномен был выявлен и во Франции, где разделение избирателей осуществлялось не по линии партийных различий, а по линии раздела избирателей на левых и правых. Менее образованные, менее информированные и менее заинтересованные граждане образовывают во Франции так называемое «болото», которое иногда играет решающую роль в судьбе коллективного выбора избирателей и отношение которого к голосованию характеризуется летучестью.

Как было показано выше, социальные переменные оказывают существенное влияние на выбор и политическое поведение избирателей. Однако выборы последних лет выявили изменчивое поведение больших групп избирателей. Такое поведение как бы вступает в противоречие с устойчивостью их электорального выбора, что должно было бы быть, если бы действовали в полной мере социальные переменные. Политологи и социологи на основе своих анализов сделали вывод о прагматичности электорального поведения избирателей, которое все активнее заявляет о себе в последние десятилетия. Появилась значительная группа избирателей, свободная от воздействия того, что мы называем социальной принадлежностью индивидов. Эта группа избирателей руководствуется в своем выборе рациональностью и стратегическим расчетом в своем электоральном выборе и поведении.

Изменение электорального поведения избирателей, отмеченное с начала 70-х гг. прошлого столетия, как выяснилось, связано с воздействием на политический выбор так называемых неотложных факторов (средства коммуникации, предвыборные социологические опросы и политическая коммуникация), влияние которых в политической жизни демократических стран все более возрастает.

Сразу же следует сказать, что учет влияния конъюнктурных переменных вовсе не отменяет необходимости считаться с влиянием на электоральное поведение избирателей социальных переменных. Речь в данном случае идет о том, что поведение избирателя, которое прежде анализировалось только на основе социальных переменных, может изменяться, в отдельных избирательных кампаниях весьма существенно, под воздействием конъюнктурных переменных, или, говоря иначе, под воздействием содержания и характера «электорального предложения».

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи