Характеристики и признаки групп давления | История экономики

Характеристики и признаки групп давления

признаки групп давленияКак мы уже отметили в предыдущей статье на нашем сайте, группу давления отличает хотя бы минимум организации. Иначе говоря, коллективные взаимодействия в группе должны иметь устойчивый и даже постоянный характер. Так, например, митинг или манифестация, объединяющие в конкретном действии определенное число индивидов, являются средством оказания воздействия на правительство.

Но это не будут группы давления. И митинг, и манифестация выступают как средство действия. И это действие прекращается сразу же после завершения митинга или манифестации. Не относятся к группам давления и собрания, проводящиеся время от времени с целью, например, выработки некой общей стратегии. Так, встречи за обедом бизнесменов и политиков на регулярной основе не могут представлять собой группу давления. Это форма контактов для обмена новостями и размышлениями.

Нередко группы давления защищают одновременно материальные и моральные интересы. Это относится в первую очередь к профессиональным союзам. Вместе с тем в определенных ситуациях группы давления могут маскировать конкретные материальные требования под лозунгами морального содержания. Так выступают группы предпринимателей, выдвигающие обычно требования «свободы предпринимательства», за которыми нередко обнаруживаются материальные выгоды. Подобным образом объединения крестьян выдвигают требования упрочения «семейной собственности». Тактический замысел не сложен: под прикрытием, на первый взгляд, бескорыстных лозунгов (свобода, демократия, семья и т. п.) добиваются сохранения или расширения своих корпоративных интересов.

Еще один признак группы давления — наличие материальных ресурсов. В современном обществе для того, чтобы существовать и давать жизнь свои идеям и устремлениям, группа давления, даже самая бескорыстная по своим целям, должна располагать определенными материальными и финансовыми ресурсами.

Существенной характеристикой группы давления является добровольный и заинтересованный характер участия в ней индивидов. По этому признаку группа давления отличается от органа пропаганды и рекламы, которые также могут оказывать давление и внешне похожи на группу давления. Но они являются по своей сути коммерческими предприятиями и не имеют собственных политических целей. Последние определяются их владельцами, представляющими собой либо государство, либо партию, либо группу давления.

Подлинная группа давления, напротив должна быть автономной и способной противостоять любому внешнему влиянию. А главное — группа должна обладать способностью к действию. Для этого необходимо основывать свои действия на интересе. Чаще всего группа давления возникает в ответ на невнимание властей или препятствия в деятельности группы. Не встречая понимания со стороны властей, группы начинают использовать собственные средства выражения недовольства, протеста и давления.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи