Зарождение и развитие отечественных религиозно-политических учений | История экономики

Зарождение и развитие отечественных религиозно-политических учений

принятие князем Владимиром христианстваГодом основания Русского государства традиционно считается 862 г., когда, как описывает монах-летописец Нестор в «Повести временных лет», славянские племена призвали на княжение варяжского князя Рюрика, происходившего из племени русичей.

После смерти Рюрика его преемником стал князь Олег, которому удалось захватить город Киев, стоявший на перекрестке самых важных торговых путей с запада на восток и с севера на юг. Захватив Киев, Олег перенес в него столицу Руси из Новгорода, заявив, как свидетельствует летопись: «Да будет Киев матерью городам русским». Так, согласно преданию, на Руси в IX в. утвердилось государственное начало, и она стала суверенным государством, обладающим значительным политическим весом в тогдашнем цивилизованном мире.

Важнейшее историческое и культурное событие в Киевской Руси — принятие князем Владимиром в 988 г. христианства. Начало письменной политической мысли России относится к X-XI в, которая стала формироваться на основе христианской религии после крещения Руси. На ее развитие оказало также значительное влияние произошедшее вскоре после крещения Руси разделение христианской церкви (1054) на две ветви. Это важнейшее для христианского мира историческое событие поставило уже перед Древней Русью проблему выбора между православным Востоком и католическим Западом, и эта проблема, как известно, полностью не решена до сих пор.

Эти исторические события стали причиной появления двух основных потоков политической мысли русского Средневековья. Первый поток — консервативный, охранительный, изоляционистский. Он исходил из идеи самобытности и самодостаточности православной России, необходимости ее обязательного дистанцирования от католического Запада. Его наиболее ярким выражением стала весьма претенциозная концепция «Москва — Третий Рим», а затем, уже в Новое время, известная формула политического развития России — самодержавие, православие, народность», а также глубокая и всесторонняя идеология славянофильства.

Связь с этим потоком можно усмотреть и в хорошо нам известной идее нашего Отечества как СССР — в идее и громадных народных усилиях по ее реализации в формате построения нового общества — «светлого коммунистического будущего». Второй поток — общеевропейский, интегративный, от которого берут свое начало либерально-демократическое и социалистическое течения русской политической мысли. Одна из составных частей этого потока — идея восстановления утраченного единства христианской церкви, а также идейно-политическое движение западничества.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи