Знаковый рубеж Российской партологии – часть I | История экономики

Знаковый рубеж Российской партологии – часть I

Манифест

У каждой национальной школы партийной теории есть свой знаменательный рубеж. Для американских исследователей партий это — установление всеобщего избирательного права во время президентства Э. Джексона. Для английских партологов — парламентская реформа 1832 г., значительно расширившая ряды электората и поставившая перед партиями новые задачи. Для французских специалистов по партиям — это, возможно, эпоха Реставрации (1815—1830), а для немецких — новые условия партийной деятельности после объединения страны и создания общегерманского парламента.

Таким рубежом в русской партологии служат Манифест 1905 г. и следующие за ним указы о выборах, созыве Государственной думы, об обществах, союзах и т.п. Если до Манифеста российская партология, если так можно выразиться, играла на чужом поле, т.е. исследовала партии других стран, то после него она получила, наконец, возможность «играть» на своем, используя накопленный опыт и знания правил игры.

Еще до Манифеста Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), философ, историк, педагог, публицист и общественный деятель либерально- консервативного, западнического направления, опубликовал «Курс государственной науки» (М., 1894—1898) в 3 томах. Книга шестая курса, получившая название «Политика партий», полностью посвящена исследованию этого социально-политического феномена. В ней Чичерин поставил и попытался решить три группы проблем партологии.

Во-первых, место и роль партии в государстве и обществе, их классификация по отношению к развивающемуся обществу. Исходил он из того факта, что «партии составляют явление естественное и необходимое везде, где существует политическая жизнь. Но и там, где ее нет, умственное развитие общества выражается все-таки в различии направлений… Стараться подавить в обществе любое самостоятельное политическое мышление — значит обрекать его на состояние абсолютного бессмыслия, держать его на уровне первобытного невежества. К этому стремятся тиранические правительства, но это никогда им не удается. Мысль всегда пробивает себе дорогу. И если прямой путь ей загражден, она пробивается косвенным, обходя или разрушая все преграды».

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи