Четыре шага, которые спасли Мондейла

0
59

кампания Мондейла

(«Нью-рипаблик», 21 мая 1984 г.)

Фред Барнс

«Ему нанесена тяжелая рана,— сказал о Мондейле зимой один бывший сотрудник президента Картера,— она еще кровоточит и окажется смертельной». Такую рану получил Мондейл в Нью-Гэмпшире, затем снова в Мэне и Вермонте, Массачусетсе и Флориде, Вашингтоне и Оклахоме. Однако кровотечение оказалось не смертельным. Напротив, бывший вице-президент опроверг традиционные представления о политике шестинедельным возрождением, которое вернуло его к положению лидера и сделало его почти непобедимым фаворитом в борьбе за выдвижение…

Как это произошло? Конечно, это не было результатом случайности или удачей, хотя многие политики недооценивают важность этих факторов. Скорее Мондейл и его советники еще до поражения в Нью-Гэмпшире начали формировать стратегию победы. Она состояла из четырех частей. Первая — кампания Мондейла отступила и занялась перегруппировкой. Вторая — Мондейл немилосердно набросился на Харта, сделав его кандидатуру главной проблемой. Третья — Мондейл резко повысил ставки в борьбе, чтобы избиратели призадумались, прежде чем голосовать за кандидата на президентский пост, о котором они мало что знают. И четвертая — Мондейл усилил давление на Харта, с тем чтобы тот не удержался и наделал опасных ошибок. Как это ни странно, все четыре части стратегии сработали.

Тактика — это не то, о чем стратеги Мондейла готовы говорить открыто, потому что она может оказаться жестокой и безжалостной. Однако в стремлении возродить триумфальную кампанию Мондейла частью их стратегии было увеличение давления на Харта, непрерывная критика в его адрес, резкие ответы на все его высказывания и попытки сломать его планы. Ошибки начались в Иллинойсе. 15 марта Харт обвинил Мондейла, что тот запустил в прокат телевизионный рекламный ролик, который вызывал сомнения относительно настоящего имени и возраста Харта, через несколько часов он повторил обвинение.

Через два дня он объявил, что выпускает на телеэкраны ролик, раскрывающий связи Мондейла с руководителем чикагской организации белых демократов Эдвардом Врдоляком. Однако этот ролик так и не появился, и настал черед Мондейла спросить Харта, как же тот будет управлять страной, если не может получить ролик, за который уже заплачены деньги. Обеспокоенный проигрышем в Иллинойсе, Харт решил переменить тему кампании. Вместо того чтобы акцентировать внимание на «вопросе о независимости», он сделал упор на Центральную Америку, заявив, что выведет оттуда американские войска, а Мондейл этого не сделает. Как сказал позже организатор кампании Мондейла Оливер Хенкел, этот вопрос не оказал влияния на избирателей. Более того, на организованных компанией Си-би-эс теледебатах Харт выглядел напряженным и раздраженным, он рычал на Мондейла сквозь сжатые челюсти.

Подавляющая победа Мондейла в Нью-Йорке снова сделала его первым из претендентов: а победа над Хартом в Пенсильвании укрепила это его положение. Его триумф был полным; традиционные политические представления, опровергнутые было Хартом, получили мощное подкрепление от Мондейла.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ