Падение продаж и резкий рост цен буквально хоронят российские авторынок, для миллионов россиян новые машины становятся недоступной роскошью, пишут росСМИ.
Российский автомобильный рынок, недавно рапортующий о «восстановлении», начал стремительное падение, пишут росСМИ. Высокие ставки по кредитам, резкий рост сборов и массовый уход западных брендов развернули ситуацию вспять. Теперь даже льготные программы едва поддерживают спрос, а казна рискует недосчитаться сотен миллиардов рублей.
О проблемах России также пишет Bloomberg.
Громкий обвал
По данным Ассоциации европейских предприятий РФ, в первой половине 2025 года продажи легковых и коммерческих автомобилей в России рухнули на 27% по сравнению с прошлым годом, едва превысив 546 тысяч штук. Прогноз на весь год пересмотрен в худшую сторону — теперь ожидается спад не менее чем на четверть. Это стало концом двухлетнего восстановления, которое началось после провала 2022-го, когда рынок обрушился из-за войны против Украины и санкций.
Кредиты и сборы убивают спрос
Объём автокредитов за первые пять месяцев 2025 года упал сразу на 50%. Даже чиновники признают: высокая ключевая ставка делает покупку машин для большинства россиян недоступной. Ситуацию усугубил рост утилизационного сбора: за год он подскочил на 70-85%, а в перспективе его обещают увеличивать ещё на 10-20% ежегодно. Теперь даже самая базовая иномарка стала дороже на сотни тысяч рублей, а некоторые модели подорожали почти на 8,5 тысячи долларов.
Доля китайцев и крах «Лады»
После ухода западных брендов российский рынок заполонили китайские машины: они заняли почти 60% продаж. При этом собственная гордость, бренд «Лада», тоже теряет позиции: продажи упали на 26% только с начала года. Глава «АвтоВАЗа» объясняет это не только ростом ставок, но и тем, что китайцы быстрее адаптируются и предлагают более выгодные условия.
На фоне обвала импорта и падения доходов Минпромторг спешно выделил субсидии на льготные кредиты и лизинг, но признаёт, что эти средства уже на исходе. Власти РФ вводят все больше ограничений, чтобы затруднить ввоз автомобилей из-за рубежа.
Что это значит для россиян
Авторынок, который считался индикатором «возвращения к стабильности», оказался в рецессии. Спад спроса и удушающие сборы лишают россиян шанса купить новые автомобили, а бюджет — доходов. На этом фоне власти публично говорят о «поддержке отечественного производства», но по факту рынок сжимается, а иностранные машины становятся либо роскошью, либо исчезающим товаром.
Ранее Dialog.UA сообщал, что в России потерпел крах громкий проект автопрома — у Мишустина срочно чистят Интернет.