Американские санкции против «Роснефти» ставят под серьезный удар стратегический нефтяной коридор из России в Китай через территорию Казахстана. Судьба ежегодных поставок в 10 миллионов тонн нефти теперь зависит от решения американского Министерства финансов.

Транзитный риск: Условия и последствия
По трубопроводу «Атасу — Алашанькоу» «Роснефть» ежегодно экспортирует порядка 10 млн тонн нефти с месторождений Западной Сибири. За транзит Казахстан получает $15 за тонну, что обеспечивает стране доход около $150 млн.
Дипломатический маневр
Казахстан оказался перед сложным выбором: либо приостановить транзит, либо рисковать вторичными санкциями. В Минэнерго страны уже направлен официальный запрос в Вашингтон для прояснения правовых условий работы в новых обстоятельствах.
Ситуация на нефтяном рынке
Основной объем российской нефти Китай традиционно получает морским путем – около 1-1,5 млн баррелей в сутки. После введения санкций ряд государственных НПЗ, включая Sinopec и PetroChina, уже отказались от российских поставок. По данным аналитической компании Kpler, импорт российской нефти в КНР в ноябре мог снизиться на 36% – до 926 тыс. баррелей в сутки.
Под санкционные ограничения попадает примерно 300-400 тыс. баррелей ежедневных поставок, что существенно осложняет нефтяную стратегию России в азиатском регионе.