Российский «теневой флот» находится на грани полного краха: стареющие танкеры массово списываются, а логистика нефтяного экспорта трещит по швам.

Возрастной криз судоходства
Аналитические данные S&P Global свидетельствуют о критической ситуации в российском теневом флоте: средний возраст танкеров превышает 20 лет, а 60% судов уже выработали свой ресурс. Малые судоходные компании не имеют финансовых возможностей для обновления парка.
Риски и ограничения
До 80% судов лишены полноценной международной страховки, что многократно увеличивает риски их эксплуатации. В 2024 году официально утилизировано 409 кораблей, причем большинство – в странах с низкими стандартами безопасности.
Показательный пример утилизации
Яркой иллюстрацией системного кризиса стал танкер Eagle S. После скандала в Финском заливе, где судно повредило подводные кабели, его отправили на металлолом в турецкий порт Алиага. 19-летний танкер, перевозивший российскую нефть, стал типичным представителем деградирующего флота.
Теневой рынок утилизации
Санкционные ограничения вынуждают владельцев судов искать нестандартные решения. Сделки проводятся с существенным дисконтом, вероятно, с использованием криптовалют и альтернативных финансовых схем.
Согласно экспертным оценкам, теневой флот России насчитывает 561 судно общим дедвейтом около 50 миллионов тонн, что ставит под угрозу весь механизм санкционного нефтяного экспорта.