Военные действия российской армии создают критическую угрозу гражданской авиации Европейского континента, делая воздушные перемещения крайне рискованными.
Преднамеренные действия России по блокировке спутниковых сигналов представляют прямую опасность для международных авиаперевозок в Европейском регионе, сообщает информационное агентство.
Согласно совместному исследованию Швеции и ее соседних государств, за первую треть 2025 года навигационные сбои парализовали работу около 122,6 тысячи рейсов 365 авиакомпаний. Официальный документ был передан в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и квалифицирован как комплексная угроза безопасности полетов.
Шведский телеканал SVT зафиксировал распространение проблем в воздушном пространстве Польши, стран Балтийского региона, Финляндии и Швеции. Только за апрель 27,4% авиарейсов столкнулись с навигационными нарушениями, а в некоторых областях этот показатель превышал критические 42%.
Установлено, что Россия использует как полное подавление сигналов, так и технологию спуфинга – искусственной передачи ложных геолокационных данных. В результате пилоты получали искаженную информацию о расположении, с сохранением проблем вплоть до момента посадки, даже после выхода из зоны радиоэлектронного воздействия.
Исследование идентифицировало источники interference – они расположены в Калининграде, Санкт-Петербурге, Смоленске и Ростове Великом. Представитель шведского транспортного агентства Андреас Хольмгрен подчеркнул:
«Мы считаем ситуацию серьезной, так как число инцидентов продолжает расти. Вызывает тревогу, что предпринимаются сознательные действия по выведению из строя глобальной системы, от которой зависят многие сферы общества».
Эксперты связывают эскалацию подобных атак с военным конфликтом России против Украины. С 2022 года количество случаев вмешательства в работу GPS вблизи российских границ значительно увеличилось. К примеру, в 2024 году компания Finnair была вынуждена приостановить рейсы в эстонский Тарту из-за невозможности безопасной посадки.
Недавно в СМИ сообщалось о навигационных проблемах, коснувшихся самолета главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. По данным Financial Times, воздушное судно при посадке в Болгарии было вынуждено использовать бумажные карты. Впоследствии власти Болгарии уточнили, что речь шла о кратковременном прерывании сигнала.