Древние корни в истории власти – часть II | История экономики

Древние корни в истории власти – часть II

политическая властьПостепенно вместо коллективного потребления добытого начинается регулируемое субъектом власти распределение материальных благ. Патриарх в отличие от первобытного группового лидера обладает функциями администратора и организатора. Он не хозяин имущества семейно-клановой группы, а распорядитель, призванный умело решать социальные и хозяйственные проблемы.

Одновременно идет процесс дальнейшей эволюции этнической общности, ее количественного и качественного роста. С одной стороны, в составе этноса выделяются различные кланы, обостряется борьба за власть между ними. С другой стороны, перед лицом внешней военной угрозы возрастает степень консолидации, укрепляется солидарность общности на основе традиции, обычаев и религии.

Условия возникновения определялись следующими обстоятельствами: благоприятная для сельскохозяйственной деятельности природно-экологическая среда (чаще всего — это долины великих рек), вместе с тем требующая централизованных организационно-хозяйственных усилий по созданию и обслуживанию ирригационных систем; достаточная эффективность экономики, обеспечивающая необходимый для дальнейшего развития рост избыточного продукта; рост плотности населения, вынуждающий правящие кланы к обострению соперничества по поводу распределения таких материальных ресурсов, как земля, вода, скот и т д.

Все это означает, что институализация политической власти является прямым следствием обострения экономических интересов, в частности борьбы за монополию, за контроль и распределение материальных благ. Протогосударство как самая ранняя из известных политических структур встречается повсеместно как у землевладельцев, так и у скотоводов-кочевников. Постепенное нарастание экономического неравенства вело к усилению единоличной власти вождей, опиравшихся на военную дружину.

Патриархи, пользовавшиеся раньше чисто моральным авторитетом, постепенно превращались из родовых старшин в наследственных деспотов, власть которых поддерживалась прямым насилием. Не связанное с традициями и дедовскими обычаями, голое насилие нуждалось в идеологической поддержке. Ее дала религия, освятившая сверхъестественной санкцией растущую власть вождей.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи