Военные действия подрывают устои российской экономики: национальный перевозчик фиксирует катастрофическое снижение грузооборота и останавливает стратегические проекты.

Российская экономика испытывает беспрецедентное давление от последствий военной кампании. Транспортный сектор переживает глубочайший кризис, который наиболее болезненно отражается на флагмане железнодорожных перевозок – компании, вынужденной готовиться к масштабной оптимизации кадров.
Согласно источникам российского делового издания, руководство компании поручило до установленного срока разработать комплекс мероприятий по сокращению численности, реструктуризации управленческого звена и корректировке графиков движения.
Основными факторами стали резкое падение грузооборота, удорожание кредитных ресурсов и общая нестабильность экономической среды.

Ситуация на транспортном рынке
Представитель организации подтвердил введение ограничений на комплектование штата.
Декларируемая цель подобных действий – повышение производственной результативности в условиях сокращающегося объема работ.
Еще недавно административный аппарат практиковал отправку сотрудников в вынужденные неоплачиваемые отпуска – по два дня ежемесячно.
Сейчас же начинается полномасштабная оптимизация персонала с приоритетным сокращением управленческого звена.
Динамика грузоперевозок
После начала военной операции наблюдается устойчивая тенденция снижения грузопотока:
–3,9% в 2022 году;
–0,2% в 2023-м;
–4,1% в 2024-м – исторический минимум за полтора десятилетия.
За девять месяцев текущего периода грузоперевозки сократились еще на 6,7% в годовом исчислении.
Практически все ключевые категории демонстрируют отрицательную динамику:
уголь – минус 2,3%;
кокс – минус 16,2%;
нефть и нефтепродукты – минус 5,3%;
цемент – минус 13,8%;
строительные грузы – минус 13,1%;
зерновые обвалились на 26,6%.
Инвестиционная политика
Для сохранения финансовой стабильности компания сократила инвестпрограмму почти на 40% – с 1,3 трлн до 890 млрд рублей, с последующим урезанием еще на 32,5 млрд.
Приостановлены проекты расширения магистральных направлений, закупки подвижного состава и модернизации инфраструктуры.
Фактически большинство масштабных инфраструктурных инициатив заморожены на неопределенный период.
Финансовые показатели
Согласно внутренней оценке, компания потеряет 87 млрд рублей из-за сокращения перевозок.
Выручка снизится до 2,71 трлн рублей против плановых 2,8 трлн.
Объем перевозок упадет до 1,205 млрд тонн, что на 3% ниже первоначальных прогнозов.
Финансовые результаты выглядят критически:
в 2024 году чистая прибыль упала в девять раз, до 13,9 млрд рублей;
за первое полугодие 2025-го – еще в 23 раза, до 2,7 млрд рублей.
Сокращения, заморозка инвестиций и падение грузопотока превращают компанию в ключевой индикатор системного кризиса российской экономики, усугубляемого санкционным давлением, военными действиями и снижением промышленной активности.