Политические партии, социальные движения и общественные организации – часть II

0
74

социальное движение

Революционные движения всегда начинаются с протеста и отрица­ния. При этом отрицается социально-политический и экономический порядок в целом. Совсем иначе строят стратегию движения реформа­торского типа. Как правило, они сразу предлагают новое, иное, но обя­зательно позитивное решение актуальной общественной проблемы. Их отдельные акции могут носить протестный и даже деструктивный ха­рактер, но сама идея, общая направленность всегда конструктивны.

В социальных движениях реформаторского типа мобилизующими факторами выступают:

  • ·         организация, правда, не более четкая, централизованная и силь­ная, чем в революционных движениях. Но она, учитывая сниже­ние роли идеологии, выходит здесь на первое место. Под орга­низацией социальных движений современные исследователи М. Залд и Р. Эш понимают, в первую очередь, способность к мо­билизации внутренних (в самой структуре) и внешних (привле­ченных из других структур общества) ресурсов;
  • ·         идеология и система ценностей. Идеология реформаторских дви­жений теряет революционный пыл и как бы уходит на второй план. Разумеется, она имеет место, но, уступая главную роль организации, фактически сливается с системой ценностей;
  • ·         относительная депривация, определенная Т. Гарром как «воспри­ятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными ожиданиями и возможностями». Таким образом, единая систе­ма ценностей для участников реформаторских движений как бы распадается на подсистемы ценностных ожиданий и ценностных возможностей, и чем большая между ними разница, тем выше протестный потенциал. При этом протест направляется не на систему в целом, а на ее отдельные институты или недостатки;
  • ·         солидарность, которая в реформаторских движениях менее проч­на, чем в революционных, так как революционеры всегда гото­вы идти до конца за «святые» идеалы, включая применение ору­жия, а участники реформистского движения вряд ли в массе своей будут рисковать головой ради решения пусть и важных, но все же частных задач;
  • ·         лидерство, которое носит неформальный и рациональный харак­тер. Правда, иногда руководящий состав современных движений избирается на делегатском, реже — общем собрании (конференции, съезде).

В то же время социальные движения редко выдвигают четко сфор­мулированные программы. Чаще их деятельность направлена на реали­зацию одной или нескольких целей, требований. Логика развития традиционного социального движения описана К. Досоном и У. Геттисом в четырех стадиях:

  • ·         на первой люди ощущают социальное беспокойство. Массовые выступления носят спонтанный характер. Ни причины недоволь­ства, ни способ его разрешения не осознаны. На этой стадии ве­дущую роль играет лидер-агитатор;
  • ·         вторая стадия характеризуется учащением массовых выступлений. Формулируется их цель. Возникают представления о причинах со­циальной напряженности, пугях социальных преобразований (ре­формистском, революционном), об идеологии движения. Здесь ли­дер выступает в функции «пророка или реформатора»;
  • ·         на третьей стадии — стадии формализации возникает организа­тор движения. Появляются правила, тактика и дисциплина. Ли­дер приобретает черты администратора. Формируются роли участников организации;
  • ·         на четвертой — стадии институционализации — движение «по­глощается» организацией и превращается в политический инсти­тут, политическую партию или общественную организацию.

Именно таким образом из аболиционистского движения в США начала XIX в. образовалось Американское колонизационное общество (1817), стремившееся решить проблему неравенства белых и черных американцев путем вывоза негров в Африку или Латинскую Америку. Это движение положило начало нескольким политическим партиям: Свободы (1840), Фри сойл (1848) и Республиканской (1854). Оно изна­чально носило реформистский характер.

Примером революционного социального движения может служить либеральное движение во Франции, в период от Великой французской до революции 1848 г. За это время оно породило несколько клубов (об­ществ) и парламентских фракций: Клуб кордельеров, Якобинский клуб, «Партию доктринеров», «Партию независимых» и т.д. Другие соци­альные движения, например чартистское, ушли с политической арены, не оставив ни общественных организаций, ни политических партий.

Среди социальных движений, рассматривая их с точки зрения по­литизированности, т.е. направленности на решение проблем путем не только косвенного давления на власть, но и завоевания властных струк­тур, можно выделить социально-политические движения (СПД). Они по месту своего положения (не в гражданском обществе, а между ним и государством), выдвигаемым проблемам (не только актуальные соци­альные, но и проблемы реформы самой политической системы), струк­туре и формам деятельности более напоминают партии, чем социальные движения. Для примера рассмотрим историю голлистского движения.

Первое социальное движение, созданное генералом де Голлем сразу же после разгрома французской армии в 1940 г., называлось «Свобод­ная Франция». Это было именно социальное движение, не ставившее иных задач, кроме победы над фашизмом. Под девизом «Честь и свобо­да», с эмблемой лотарингского креста, оно объединило десятки, а по­том и сотни тысяч французов разных политических убеждений: комму­нистов, социалистов, республиканцев, консерваторов. В него вступали солдаты и офицеры, рабочие, инженеры, учителя, предприниматели, профессиональные политики и домохозяйки или заключали с ним до­говоры о сотрудничестве многие общественные организации — профес­сиональные, социальные, экономические, религиозные. Де Голль опуб­ликовал манифест и создал совет движения.

После победы над фашизмом, т.е. выполнения задач движения, де Голль решил создавать не партию или социальное движе­ние, а именно социально-политическое движение, нацеленное на борьбу за власть путем выборов — Объединение французского народа (ОФН — RPF). От его имени он выразил отрицательное отношение к конститу­ции 1946 г. и объявил основную цель движения: изменение политичес­кой системы в сторону «сильной исполнительной власти», повышения эффективности управления и ухода от «режима партий». Это, по его мне­нию, должно было решить стратегическую задачу движения — объеди­нение всех французов и возрождение Франции. Трансформация соци­ального движения в социально-политическое произошла, когда перед нацией встали новые задачи, решать которые, по мнению голлистов, можно было лишь политическими средствами.

Итак, социальные движения не просто «занимают» часть полити­ческого поля, составляя конкуренцию политическим партиям. Они мо­гут служить (но не всегда служат) основой для зарождения и становле­ния общественной организации или политической партии. Очевидно, что если идеи, программа социального движения еще не исчерпаны и пользу­ются поддержкой каких-либо социальных групп, оно при определенных условиях (готовность гражданского общества и государства институцио­нализировать его) может трансформироваться в общественную организа­цию или партию. При этом не исключено, что во главе социального дви­жения или общественной организации встанет представитель партии или даже партия в целом возглавит какое-либо социальное движение, как это сделала ВКП (б), возглавив в 1918 г. мировое коммунистическое дви­жение и придав ему интернациональный характер.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ