Политические партии, социальные движения и общественные организации – часть I | История экономики

Политические партии, социальные движения и общественные организации – часть I

социальные движения и общественные организации

В истории партий, в предыдущих статьях серии, мы не разделяли социальные движения (СД), об­щественные организации (ОО) и политические партии (ПП), объеди­няя (особенно в ранние эпохи партийного генезиса) под понятием «по­литические группировки» и первые, и вторые, и третьи. Сегодня, учи­тывая значительную разницу в организации, количестве участников, целях, социальных и прочих функциях, эти социальные структуры об­щества необходимо различать.

Социальные движения — такие формы организации граждан, которые объединяют и направляют их общие устремления к каким-либо со­циально-политическим изменениям. Они намного менее структурированы и организованы, чем полити­ческие партии. Как правило, в них выдвижение лидеров носит нефор­мальный характер.

Общественные организации — негосударственные формы соци­альных связей, возникающие на основе стремления людей к решению каких-либо социально значимых проблем. По структуре и целям они весьма разнообразны. Отличаются от со­циальных движений определенностью организации, формализацией функций руководства и меньшими размерами, а от политических пар­тий — невмешательством в их сферу, хотя бывают исключения. Своих целей они добиваются не через прямое воздействие на властные струк­туры, а косвенным давлением.

Различия между общественными организациями и социальными дви­жениями относительны. Любая массовая общественная организация на­поминает социальное движение. Но характерными ее чертами остаются большая определенность и организационная четкость, формализация структуры, лидерства, мероприятий, форм отчетности, институционали­зация и укорененность в гражданском обществе. При этом несколько об­щественных организаций, выполняющих аналогичную миссию, часто представляют как социальное движение. Так, современное негритянское в США составляют следующие организации: Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, Национальная городская лига. Конгресс расового равенства, Конференция христианского руководства на Юге, Профсоюзная коалиция черных, Национальный объединенный фонд черных, Национальный союз борьбы против расистских и полити­ческих преследований.

С точки зрения взаимоотношений с партиями и общественными организациями, следует различать социальные движения революционного типа, стремящиеся к изменению социально-политической системы в целом, и социальные движения эволюционного, реформаторского типа, имеющие целью решение конкретной социально-политической пробле­мы или проблем в рамках существующей системы ценностей. Между эти­ми основными типами движений нет «непроходимой границы». Револю­ционные социальные движения могут, исчерпав свой революционный потенциал, трансформироваться в эволюционные. Соответственно ме­няются и отношения их с партиями, общественными организациями. На­пример, такие, изначально революционные движения, как либерализм и социализм, стечением времени эволюционировали, образовав несколь­ко видов либеральных, либерально-консервативных, социально-либеральных и других политических партий или общественных организаций.

Главными факторами мобилизации в социальных движениях рево­люционного типа выступают:

  • ·         идеология, которая обязательно содержит принципиальную кри­тику существующего порядка, формулирует собственную докт­рину, цели; определяет стратегию и тактику движения. По срав­нению с партийной идеология социального движения носит рас­плывчатый, изменчивый характер;
  • ·         система ценностей, которая менее устойчива и определенна, чем политическая культура общества. Поэтому среди ценностей со­циальных движений выделяется более устойчивое «ядро», кото­рое «вбирает» наиболее общие, разделяемые подавляющим боль­шинством установки. Оно и стабилизирует всю систему ценнос­тей. Наличие большого числа «периферийных» ценностей явля­ется характерным отличием социального движения от полити­ческой партии;
  • ·         солидарность. Степень общности движения и партии также су­щественно различается. Достаточно четкое членство (фиксиро­ванное или нефиксированное) для партий является общим мес­том, для социальных движений это — исключение из правил;
  • ·         лидерство в революционных социальных движениях носит преиму­щественно неформальный характер и опирается на харизматичес­кий тип личности, в то время как в партиях оно формализуется, рутинизируется и относится, скорее, к рациональному типу.

Добавить комментарий

Реклама Google
Свежие записи